10.04.2015
0

Новые требования к порядку инициирования банкротства по заявлению должника

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — № 432-ФЗ) внесены масштабные поправки за последнее десятилетие в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — закон о банкротстве).

Большинство положений данного закона уже вступили в силу с 29 января 2015 года. Часть положений начнут действовать с 01 июля 2015 года.

Рассмотрим подробнее новеллы, касающиеся банкротства по заявлению должника. Во-первых, при подаче заявления должника о признании его банкротом, изменился размер неплатёжеспособности должника:

  • до 01.07.2015 г. по-прежнему не менее 100 тыс. рублей;
  • с 01.07.2015 г. – размер задолженности будет составлять не менее 300 тыс. рублей.
    Во-вторых, руководитель должника обязан уведомить кредиторов о намерении обратиться в арбитражный суд о признании банкротом.

Установлены следующие сроки уведомления кредиторов:

  • до 01.07.2015 г. не менее, чем за 30 дней необходимо отправить уведомление в письменном виде, либо разместить публикацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц при наличии технической возможности (далее – федеральный реестр
    деятельности юр. лиц);
  • с 01.07.2015 г. не менее, чем за 15 дней путем размещения сведений в федеральный реестр деятельности юр. лиц.

Обращаем внимание, с 01.07.2015 г. включение уведомления в указанный реестр является обязанностью должника.

Отметим, что ранее у должника был один месяц на выявление признаков банкротства. В течение этого срока руководитель должника обязан был подать заявление в арбитражный суд с момента, когда стало ему известно о наличии признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона о банкротстве).

Делаем вывод, что теперь должнику каким-то образом нужно будет планировать выявлять признаки банкротства, чтобы «уложиться» и в месячный срок подачи заявления в арбитражный суд, и в срок, предусмотренный для уведомления кредиторов о намерении обратиться в суд по рассматриваемому основанию. Возможно, практика будет складываться иным образом.

Обращаем внимание, что данную норму должники начали реализовать. Так, в феврале 2015 г. более десятка должников разместили в федеральном реестре деятельности юр. лиц уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом.

В-третьих, с 29.01.2015 г. должник не может выбирать кандидатуру арбитражного управляющего.

Установлен временный порядок выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее – СРО) судами на свое усмотрение. Причем, указанный порядок введен на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти такого порядка.

Это значит, что суды на сегодняшний день уже должны иметь механизм определения СРО.

На деле пока мы встретились с информационным письмом Арбитражного суда Республики Бурятия, который направил в действующие СРО уведомления о том, что в связи с данными изменениями в закон о банкротстве, суд принимает заявления от СРО с подтверждением готовности представлять кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения по делам о несостоятельности должников, находящихся на территории Республики Бурятия.

В вышеуказанном письме также описан механизм, по которому суд будет определять СРО, – это случайная выборка с применением генератора случайных чисел.

Но основной порядок другой — с 01.07.2015 г. должник выбирает СРО. В законе о банкротстве прописан алгоритм случайной выборки кандидатуры арбитражного управляющего: должник обязан указать наименование и адрес СРО, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

При этом, должник обязан выбрать СРО путем случайной выборки оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это означает, что СРО определяется при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

Каким образом будет происходить указанная выборка СРО на практике, сейчас не совсем понятно.  Как отмечают разработчики рассматриваемых новелл, эта норма нацелена на борьбу с распространённой схемой ликвидируемого должника с назначением подконтрольного арбитражного управляющего.

Идея состоит в том, что право выбора кандидатуры арбитражного управляющего имеется только у кредитора. Лишение права выбора арбитражного управляющего должником мотивировано, прежде всего, проведением формальной процедуры банкротства по заявлению должника. Ранее при такой процедуре, кредиторы практически не имели шансов на удовлетворение своих требований.

Подведем итоги вышеизложенному. Полагаем, что немногие должники будут инициировать в отношении себя процедуру банкротства.
Во-первых, усложнилась процедура подачи заявления о признании должника банкротом.
Во-вторых, имеются риски случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего.
Представляется, что в ближайшей перспективе должников ждет массовое инициирование банкротств по заявлениям кредиторов со всеми вытекающими последствиями для имущества
должников.

Причем, такая прерогатива появилась у кредитных организаций, поскольку с 29.01.2015 г. им не требуется наличие судебного акта для обращения в суд с заявлением о признании должника
банкротом.

В связи с этим, рекомендуем руководителям должников следить за финансовым состоянием предприятий и предпринимать меры по недопущению инициирования кредитными организациями заявлений о банкротстве (несостоятельности) в отношении должников.

Задать вопрос эксперту

наш консультант свяжется с Вами в течение суток и бесплатно ответит на Ваш вопрос

Консультант:
Лилия Моругина

Старший специалист по взаимодействию с клиентами

Ответить