18.09.2018
0

Вне суда! Вне правил? Изменения в закон о банкротстве граждан (Часть-2)

Закон о банкротстве физических лиц по задумке разработчиков был призван освободить неплатежеспособных граждан от бремени долгов. На деле же оказалось, что социальные функции закона ушли на второй план, и помочь он может далеко не каждому. О причинах того, почему положения о банкротстве граждан не заработали в полной мере, и том, что ещё предлагает государство должникам, рассказывает член правления Ассоциации Профессионалов Антикризисного Управления Алексей Смирнов.

Закон о банкротстве физлиц действует более 2,5 лет. Согласно сведений Федресурса с 1 октября 2015 года по 31 марта 2018 года банкротами были признаны 59 тысяч россиян. Однако с каждым годом количество потенциальных банкротных граждан растет. Так, за 2017 год количество граждан, находящихся на грани банкротства, увеличилось на 5,8 % (исследования бюро кредитных историй «Эквифакс»).

Основным критерием отнесения гражданина к потенциальным банкротам является задолженность в размере 500 000 рублей, которая не оплачивается в течение 90 дней. В 2016 году количество потенциальных банкротов составляло 411 000 человек, в 2017 году количество таких лиц увеличилось до 435 000.

Закон о банкротстве граждан не смог решить, как предполагалось ранее, поставленную перед ним социальную задачу –  освободить от долгового бремени незащищённые слои населения. Одной из причин такой «непопулярности» процедуры банкротства можно считать ее недоступность для граждан, не имеющих средств для ее проведения. По нашим исследованиям стоимость процедуры банкротства гражданина на рынке услуг начинается от 100 000 рублей.

Ранее мы сообщали об изменениях в законе, регулирующем банкротство граждан, которые рассматриваются Государственной Думой РФ. В свою очередь Минэкономразвития России предложило рассматривать процедуры банкротства физлиц, не имеющих имущества для выплат по долгам, во внесудебном порядке.

Таким образом, в случае утверждения данного предложения, у нас будут действовать две отличающиеся друг от друга процедуры, которые в первую очередь зависят от наличия у должника имущества. Согласно предложениям Минэкономразвития для процедур банкротства граждан, не имеющих имущества, будет применять внесудебный процесс банкротства с минимумом мероприятий и использованием электронного документооборота. По мнению инициаторов, должник должен подать заявление в электронном виде на имя специального уполномоченного, который принимает решение о банкротстве и в течении 1 года осуществляет проверку на наличие злоупотреблений со стороны должника.

Данные инициативы вызваны не только недоступностью банкротства для большой массы должников, но и неготовностью судебной системы пропускать через себя огромное количество дел физлиц в условиях, когда суды в прямом смысле «захлебываются» банкротствами юридических лиц.

И еще одной проблемой реализации закона о банкротстве граждан является нежелание арбитражных управляющих получать административные и имущественные взыскания в делах, которые стоят в разы, в десятки раз меньше, чем банкротство юридического лица.

Как видим, проблем масса. И причина активности в данном вопросе очевидна. Идея внесудебного банкротства граждан интересна, и ее стоит изучать. Но введение ее без оглядки может вызвать большое количество иных проблем, а именно, проблем с удовлетворением требований кредиторов. Поиск баланса интересов должников и кредиторов –  вот основная задача, над которой следует работать.

Пока теоретики теоретизируют, а законодатели обсуждают новые инициативы, нам следует помнить, что банкротство – это процедура в которой каждая сторона защищает свои интересы. Наши эксперты имеют богатый опыт работы по банкротству граждан, как на стороне должника, так и на стороне кредитора. Будем рады видеть Вас среди наших клиентов и отстаивать Ваши интересы! 

Задать вопрос эксперту

наш консультант свяжется с Вами в течение суток и бесплатно ответит на Ваш вопрос

Консультант:
Лилия Моругина
Старший специалист по взаимодействию с клиентами

Ответить